Респиги, Равель, Дягилев и другие: театровед, музыкальный критик и драматург Илья Кухаренко расскажет о свойствах музыкального языка композиторов «круга Дягилева», о том, как их музыка предсказывала и формулировала язык кино.
«Пинии Рима» Отторино Респиги и «Дафниса и Хлою» Мориса Равеля объединяет много разных обстоятельств. И сотрудничество с Дягилевым обоих композиторов, и ученичество у Римского-Корсакова, — виртуальное в случае Равеля и реальное в случае Респиги. И программный неоклассицизм, за которым скрывается совсем не классическая экспериментальность музыкального языка. Но есть еще одно свойство этой музыки, о котором хотелось бы поговорить отдельно — даже сам Дягилев «обвинял» «Дафниса» в том, что симфонической эффектности тут больше, чем танцевальной. Визуальная сила этих сочинений уже почти кинематографическая, и ее спецэффекты и монтажные склейки почти предсказывают кинематограф совсем других, куда более поздних эпох.